logo.gif




«Умное» вооружение будущего создали в Крыму

80a99e5d445df4081332d011c35eeccd.jpg


В Крыму появилось вооружение, которое раньше можно было увидеть только в фантастических боевиках. Автоматические боевые системы способны сами обнаружить цель, просчитать траекторию и подобрать оптимальный калибр для поражения. Система одинаково эффективна в любое время суток и при любых погодных условиях. Участие человека в процессе минимально: управлять необитаемым модулем оператор может дистанционно.

«Умная» аппаратура сама выберет подходящее оружие и сможет перезарядить модуль. А еще обеспечит автоматическое сопровождение целей и управление огнем. В цеху тестовые испытания проходят экспериментальные образцы вооружения – все как в жизни, только заряд холостой.

Стрелять боевыми снарядами по реальным целям необитаемый модуль сможет уже после всех проверок. Носителями такой установки могут быть корабли, катера, бронетехника и стационарные объекты.

Автоматический боевой модуль – последняя разработка предприятия. На него могут быть установлены системы вооружения совершенно разных калибров. А управление осуществляется с пульта, который может находиться на удалении до 50 километров от самой установки.

Со стороны это выглядит как компьютерная игра. На сенсорном дисплее оператор касанием выбирает цель. А дальше система сама проследит за объектом, как бы быстро он ни перемещался, даже в темноте и в плохих погодных условиях.

Модуль, разработанный севастопольскими конструкторами, в разы легче и компактнее своих предшественников. У него повышенная скорость наведения. Главное, он абсолютно безопасен для людей, потому что не требует человеческого присутствия. Все команды отдаются дистанционно.

В этом году по гособоронзаказу севастопольское предприятие должно поставить 24 единицы усовершенствованных боевых модулей. Экспериментальную разработку уже оценили не только российские военные. Экспортные контракты подписаны уже с четырьмя иностранными заказчиками.

Источник

Почему Роскосмос не боится Илона Маска и его «возвращаемых» ракет.

7ee988575b400952259e684164e0f6af.jpg


Некоторые наши небратья да и часть караул-патриотов после успешного запуска ракеты «Фалькон-9″ с с 11 спутниками и приземления её первой ступени на пусковой площадке мыса Канаверал сделали вывод, что космонавтика в РФ загнулась, а «частная» компания SpaseX стала могучим конкурентом Роскосмосу. То есть как всегда — мы всё слили, Илон Маск — гений человечества, которое уходит в отрыв от стагнирующей Рашки.

Сейчас очень коротко попытаюсь объяснить почему от опытов прожектёра Маска нам ни жарко ни холодно. За исключением, может быть, появления дополнительного стимула удержать превосходство в космических делах.

Есть отличный армейский и инженерный принцип, лежащий краеугольным камнем в основе мироздания: «Чем проще, тем лучше». Спору нет: самостоятельная посадка первой ступени — это впечатляющее техническое достижение, из которого когда-нибудь можно будет вычленить что-нибудь полезное и хорошее. Но на данный момент это совершенно бессмысленное решение, увеличивающее конечную массу ракеты, снижающее её полезную нагрузку, удорожающее систему и плодящее дьяволов энтропии и разрушения, которые, как известно, кроются в деталях.

Ах да, гений человечества Маск обещал удешевление запусков, потому что одну и ту же «возвращаемую» ступень можно будет использовать несколько раз. А не напомните, чем там кончились полёты предыдущей системы многоразового использования?

Хорошо, я напомню, что бывает когда «экономические соображения» превалируют над сопроматом и матаном. Итог первой смелой попытки проигнорировать действительность суммой «передовых американских технологий» — 14 погибших астронавтов и потеря двух космических кораблей немыслимой стоимости.

Теперь наши партнёры собираются наступить на грабли дважды. Только в этот раз NASA отмежевалась от экспериментов, свалив всю ответственность на частника Маска.

Любителям считать деньги напомним, что в 2005 году Маск описывал ракету Falcon 9 как «полностью многоразовый тяжелый носитель». Цена вывода 10 тонн полезного груза на низкую орбиту должна была составить 27 млн $ за полет, что на тот момент было сенсацией. Однако в 2015 году цена вывода коммерческого спутника ракетой-носителем Falcon 9 для заказчика составляет 61,2 млн $ — и о 10 тоннах полезной нагрузки речь не идёт. Кроме того, Маск и SpaseX сорвали все сроки реализации своих программ, ну и с надёжностью как бы есть проблемы и без использования «возвращаемой» ступени.

Итак, Роскосмос, имеющий две линейки простых, надёжных и технологичных, как автомат Калашникова, ракет «Союз» и «Протон», а так же перспективную линейку ракет «Ангара», должен бояться товарища Маска и его старую-новую попытку угробить как можно больше астронавтов ради длинного доллара?

А чего бояться, если в ближайшие несколько лет Роскосмос уйдёт в отрыв навсегда — с создаваемым в России транспортно-энергетическим модулем на основе ядерной энергодвигательной установки мегаваттного класса?

Источник

Солнечная энергия на службе России

3b6874e0b9a0cb0543555bda2e8b9f86.jpg


Солнце – штука полезная. Когда-то люди считали его богом. Теперь мы знаем, что это огромный термоядерный реактор. Более 2000 лет назад Архимед изобрёл много хитрых механизмов и способ использования солнечных лучей для поджога вражеского флота. Теперь российские инженеры изобретают экзоскелеты и способы его электропитания при помощи Солнца. Уже через пять лет мы сможем увидеть на параде наших солдат, облачённых в «Ратники» и экзоскелеты с солнечными батареями, которые будут работать в любую погоду. Солнце – это жизнь, свет и тепло. В конечном счёте, Солнце является источником почти всех остальных видов энергии. Но люди давно искали способ прямого использования солнечной энергии. Согласно легенде во время осады Сиракуз в 212 году до н.э. защитники города по указанию изобретателя Архимеда подожгли вражеский флот, сфокусировав на кораблях солнечные лучи при помощи отполированных до блеска медных листов и щитов. А в наше время учёные работают над способами мирного использования нашего светила. Участвуют в этом и российские специалисты.

Нагреем воду

Неизвестно, насколько достоверна легенда об Архимеде и сожжённом флоте у берегов Сиракуз, но такой метод концентрации солнечной энергии нашёл применение. При помощи зеркал солнечное излучение фокусируется на баке-испарителе с водой. Вода нагревается, превращается в пар, а пар уже вращает турбину электрогенератора, и получается электричество. Всё та же тепловая электростанция. Недостаток такой электростанции очевиден. Во-первых, она может работать в ограниченном числе мест на Земле, где почти круглый год ясная погода. Во-вторых, именно в этих местах воды нужной для работы такой солнечной электростанции как раз и не хватает. И, в-третьих, это очередное громоздкое и дорогостоящее сооружение, требующее обслуживания и ухода. А хочется чего-нибудь лёгкого и мобильного. Нужен способ прямого преобразования света в электричество.

С чего начнем?

О том, что под действием света в некоторых материалах образуется электрический ток, стало известно ещё в XIX веке. Это явление было названо фотоэффектом. В конце века профессор МГУ Александр Григорьевич Столетов систематически изучал этот эффект и сформулировал закон, носящий его имя. В 1905 году Альберт Эйнштейн дал объяснение фотоэффекту, за что позже получил Нобелевскую премию. Пройдёт ещё пятьдесят лет прежде, чем фотоэффект найдёт практическое применение. 4 октября 1957 года запуск советского Спутника открыл эру освоения космоса. Радиопередатчик первого спутника работал от батарейки, но для длительной работы спутников на орбите требуется что-то более долгоиграющее. Вот тогда конструкторы по-новому посмотрели на Солнце. Очевидно, что солнечные батареи – оптимальный источник питания для космических аппаратов. У нас разработкой солнечных батарей занимался Ленинградский физико-технический институт, который добился в этом деле больших успехов. Основу успеха заложили работы тогда ещё будущего нобелевского лауреата Жореса Алфёрова. С началом 90-х работы по солнечной энергетике в Физтехе фактически прекратились. Но трудные времена прошли, и физтеховцы взялись за старое.

И что получилось?

Основой солнечной энергетики является кремний. Раньше его наносили методом плазмохимического напыления на стеклянные пластины. Понятно, что такие солнечные панели тяжелы, громоздки и хрупки. Кроме того, использование кристаллического кремния позволяет использовать лишь небольшую долю света для преобразования в электричество – всего 10% максимум. В Физтехе научились делать гибкие плёнки с использованием наноструктурированного кремния. Они уже способны преобразовывать в электричество 22% света. При этом они работают не только под прямыми солнечными лучами, но и в рассеянном свете при пасмурной погоде. Даже в ясную лунную ночь они будут вырабатывать электричество. Санкт-Петербург, где находится институт, – идеальное место для тестирования этих новых преобразователей солнечной энергии.

В шаге от промышленного производства.

Насколько быстро можно будет довести эту научную разработку до промышленного производства? Очень быстро. В самом институте установлена опытная линия, на которой можно отработать весь технологический процесс получения готового изделия и отдавать производственникам уже протестированный «рецепт». В феврале этого года в Новочебоксарске был запущен в эксплуатацию первый в России завод полного цикла по производству солнечных батарей. Вот с этим заводом питерский Физтех и сотрудничает.

Электропитание для «Ратника».

Тонкоплёночные солнечные батареи, разработанные в Санкт-Петербурге, могут найти самое разнообразное применение. Наверное, они будут очень интересны оборонной промышленности. В комплект боевой экипировки военнослужащего «Ратник» входят разные электроприборы: система управления «Стрелец», коммуникатор, видеосистема для стрельбы из укрытия, набор тепловизионных прицелов для ведения боя ночью и в условиях плохой видимости, система определения «свой-чужой» и активные наушники. Всё это электрохозяйство питается от переносной аккумуляторной батареи с ресурсом 12-14 часов активной работы. Аккумуляторная батарея в защитном корпусе – это ещё несколько килограммов веса на бойце. Всё это снижает мобильность бойца и делает его зависимым от источников тока для подзарядки аккумуляторов. Тонкоплёночные солнечные батареи решат эту задачу. Они могут быть использованы и как первичные источники питания, и для подзарядки всё тех же аккумуляторов в зависимости от погоды. Толщина плёнки – всего 7 микрометров. Её можно нанести на ранец, каску и бронежилет бойца. Можно сделать палатки, покрытые этой плёнкой. Такая палатка будет служить источником питания.

Экзоскелеты.

Это то, что уже можно делать прямо сейчас. Но к 2020 году планируется наладить производство экзоскелетов для наших солдат. И это не научная фантастика. Осенью прошлого года на форуме «Дни робототехники в Сочи» компания «Экзороботикс», являющаяся проектом «Сколково», впервые продемонстрировала медицинский экзоскелет. Опять же вопрос электропитания для этого устройства – один из ключевых. Аккумуляторы и суперконденсаторы имеют ограниченный заряд. Плёночные солнечные батареи – это идеальное решение для экзоскелета.

Крым.

Но если мы вернёмся к мирным делам, то солнечные электростанции на основе новой питерской разработки будут очень востребованы в Крыму. Если уж в вечно пасмурном Питере они работают (на крыше Физтеха установлены солнечные батареи, экономящие институту плату за электричество), то в солнечном Крыму, как говорится, сам Бог велел использовать энергию Солнца. А в целом по России планируется через пять лет ввести в строй полтора гигаватта солнечных электростанций.

Прорыв: российские инженеры изобрели революционный авиационный двигатель

3eed548d67ae3d352cd9547b48167630.jpg


Что за двигатель такой?

ПД-14 представляет собой турбореактивный двухконтурный двухвальный двигатель с прямым безредукторным приводом вентилятора и раздельным истечением потоков из наружного и внутреннего контуров. Базовая версия агрегата тягой 14 тонн создавалась для гражданского самолета МС-21-300, детища корпорации «Иркут», и в настоящее время проходит летные испытания.

Конаныхин утверждает, что Россия успешно решила не только задачу построения современного авиационного двигателя. Промышленность также справилось с проблемой разработки шестикоординатных прецизионных станков, а также со сложностью переноса монокристаллической технологии в масштабы крупносерийного гражданского производства.

Достижения

Успехи, достигнутые при разработке ПД-14, подтвердили, что российские инженеры полностью овладели современными технологиями САПР (математического моделирования и проектирования), а также методиками материаловедческого проектирования и локализации на протяжении всей ресурсно-технологической цепочки. Кроме того, они решили проблему стендового хозяйства, обеспечили базу для реанимации инженерных школ по всей кооперации, технической разведки в связке с СВР, патентной защиты против зонтичных технологий ключевых игроков рынка.

Эксперт убежден, что революционный авиационный двигатель принесет разработчикам немало высоких госнаград. Больше о базовой разработке – в видеоролике:

Загрузка плеера


Источник

IX Международная выставка вертолетной индустрии HeliRussia 2016.

83d7f8afaad599440499bda064f77116.jpg

С 19 по 21 мая 2016 года в стенах МВЦ «Крокус Экспо» пройдет девятая Международная выставка вертолетной индустрии HeliRussia. HeliRussia – крупнейшая европейская и единственная российская выставка, в рамках которой российские и зарубежные компании представляют мировые достижения всего спектра продукции и услуг вертолетной индустрии - от эксплуатации и до проектирования и производства вертолетной техники, авиационного и наземного оборудования.

Выставка проводится в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2015 г. № 1140 - р и позволяет демонстрировать продукцию военного назначения.

Российская вертолетостроительная отрасль является одной из ключевых отраслей отечественного машиностроения и находится в устойчивом и постоянном развитии - с 2004 по 2014 гг. объем выпуска вертолетов вырос в три с половиной раза. Процесс роста производства вертолетной техники в России продолжается и в настоящее время: поставки вертолётов в 2014 году составили 271 машину. За 2014 году один лишь холдинг «Вертолеты России» поставил 8 типов вертолётов клиентам из 11 стран мира. На конец 2014 года портфель твердых заказов АО «Вертолеты России» составил 546 вертолетов. План поставок на 2015 год обеспечен твердыми заказами на 100%.

Одним из важнейших приоритетов российского вертолетостроения является повышение рентабельности производства, расширение модельного ряда и присутствия на глобальном рынке, развитие системы предоставления качественных услуг по сервису и послепродажному обслуживанию, а также дальнейшее наращивание инновационного потенциала российских производителей вертолетной техники и оборудования.

Продолжается тенденция роста парка вертолетов в России. По данным реестра ГА РФ на начало 2015 года зарегистрировано 2605 винтокрылых машин, что на 129 единиц превысило уровень прошлого года (5,2%). Согласно опросу российских эксплуатантов, существует потребность как в технике зарубежных производителей, так и в отечественной.

В структуре российского парка гражданских вертолетов в последнее время доля тяжелых машин сравнялась с долей средних и легких. В России 2013 год остался рекордным по числу ввезенной иностранной техники. По сравнению с 2012 годом поставки тогда увеличились почти на 50% и составили 145 вертолетов зарубежного производства. В прошедшем, 2014 году, снижение темпов роста парка зарубежных вертолетов обусловлено не только возможными экономическими причинами, но и тем, что постоянный рост, при активизации собственного производства невозможен в индустриально развитой стране.

Объемы поставок зарубежных производителей вертолетной техники в Россию в 2014 году составили 121 вертолет. Международная выставка вертолетной индустрии является неотъемлемой частью растущего рынка, где есть возможность производителю показать, а потребителю воочию увидеть продукцию и тут же оформить покупку или сделать заказ.

Популярность HeliRussia неуклонно растет: площадь экспозиции HeliRussia 2015 составила 11 760 кв.м., на которых свою продукцию представили 219 (178 российских и 41 зарубежная) компаний из 13 стран мира, что почти на 70% больше, чем на первой выставке 2008 года. Оценить модельный ряд и новинки крупнейших мировых производителей вертолетов пришло около 11 тысяч человек. На выставку аккредитовалось свыше 400 представителей российских и зарубежных СМИ.

Традиционно, выставочная площадка HeliRussia является не только местом для демонстрации достижений мировой вертолетной индустрии, но и для обсуждения актуальных отраслевых и межотраслевых проблем. Так, в рамках HeliRussia 2015 состоялось 46 разнообразных презентаций, мастер-классов, конференций и круглых столов.

В приветственной телеграмме Руководителя Администрации Президента Российской Федерации Сергея Иванова участникам и гостям выставки, отмечается, что HeliRussia «…прочно удерживает позиции одного из крупнейших мероприятий в отрасли и при этом постоянно развивается и совершенствуется. Вовлекает в орбиту своей деятельности все большее число участников и гостей. А это значит, что иностранные партнеры проявляют несомненный интерес к российской вертолетной индустрии, стремятся включиться в реализацию совместных перспективных проектов…» Сергей Иванов отдельно отметил, что ежегодно в рамках HeliRussia заключаются взаимовыгодные контракты и соглашения, позволяющие укрепить технологическую кооперацию, открыть для отечественной промышленности новые рынки. HeliRussia не только позволяет показать достижения российской индустрии, но и привлекает на российский рынок крупнейших мировых лидеров вертолетной и аэрокосмической индустрии, способствует развитию международной кооперации в вертолетной индустрии и предоставляет возможность встретиться с руководителями отрасли, директорами компаний и обсудить актуальные вопросы сотрудничества и взаимодействия.

Выставка служит отличной площадкой для общения с зарубежными партнерами, где участники могут задавать мотивы и тон диалога.

Источник

Смогут ли китайцы скопировать экспортный Су-35?

2d6d5cf93b073db47b36c7b607bb82b1.jpg

Как сообщил «Рособоронэкспорт», на днях состоялось заседание научно-технического совета компании, где решали, что делать с недобросовестной конкуренцией в сфере военно-технического сотрудничества. Наверняка говорили не только о текущих проблемах, но и о планах на будущие: какие потенциальные угрозы могут сопутствовать международным оборонным контрактам.

Известно, что Россия имеет в мире общепризнанный статус продавца высококачественных боевых самолетов. ВВС самых разных стран состоят исключительно из советских и российских МиГов и Су. Бенджамин Дэвид Бейкер, офицер запаса норвежской армии и признанный эксперт норвежского Центра оборонных исследований, объясняет популярность наших истребителей и бомбардировщиков лучшим соотношением цены и качества. Иными словами, многие государства, прежде всего Восточной Европы, ориентированные на американский ВВП, за те же деньги, потраченные на свои ВВС, имеют более слабые армии, нежели те, кто покупал российскую военную технику.
Тем не менее, под мощным политическим давлением Вашингтона, воспользовавшимся украинским кризисом, некоторые наши традиционные покупатели решили обновить парк своей боевой авиации за счет других поставщиков. Собственно, реальных конкурентов не так уж много. На рынке представлены американские истребители F/A-18 и F/A-18E/F «Супер Хорнет» по цене от 67 млн. долларов, европейские многоцелевые «Тайфуны» компании Eurofighter GmbH стоимостью 123 млн. долларов, недорогие и слабенькие шведы «Сааб JAS 39 «Грипен» и французские «Dassault Aviation» за 124 млн. долларов.

Впрочем, потенциальные заказчики не спешат с европейским и американским выбором. Международная обстановка диктует иные правила — «Aides toi, Dieu t’aidera», что по смыслу близко к нашей пословице «На Бога надейся, а сам не плошай». Все понимают: когда возникнет угроза ядерного апокалипсиса, то многим странам, даже входящим в состав НАТО, придется рассчитывать исключительно на свои силы. Тем более, если конфликт будет региональным, но с далеко идущими последствиями.

Кстати, есть государства, которые по самым разным причинам разочаровались в американских самолетах. Например, Индонезия в 1986 году закупила партию истребителей F-16, а в 1999 году приобрела уже российские Су-27 и Су-30.

Безусловно, наш сверхманёвренный истребитель Су-35 по кодификации НАТО Flanker-Е+ с ценой 83−85 млн. долларов за единицу превосходит все представленные зарубежные модели. Речь идет о самолете поколения 4++, оснащенного двигателями с управляемым вектором тяги. Эта силовая установка обеспечивает истребителю максимальную скорость 2.25 Маха, такую же, что и у F-22 «Раптор», который заявлен американцами, как истребитель 5-го поколения. Особенностью «Фланкера» является реализованная в самолете эффективная система электронных контрмер, а также РЛС «Ирбис-Э» разработки «Фазотрон-НИИР», которая способна отслеживать сразу 24 цели на расстоянии 100 км. Имеются и другие опции, например, проекционный дисплей HUD, при этом компьютерная система обеспечена 4-х кратным резервированием. «Су-35, хотя и обозначен, как самолет четвертого поколения, в реальности выходит за рамки этого класса и фактически соответствует стандарту F-22 «Раптор», — констатирует, правда, с оговорками, американский аналитический портал Militaryfactory.com.

Китай уже сделал заявку на приобретение 24 самолетов Су-35 на 2 млрд. долларов и получил предварительное «добро» от России. И все-таки «товарищи из КНР» руководствовались не техническими характеристиками «Фланкера». Собственно, аэрокосмическая научно-техническая корпорация из Поднебесной не скрывала своих первоначальных планов по закупке 24 русских двигателей 117С для своего истребителя пятого поколения «Чэнду Дж-20», который должен встать в строй 2018 году.


Франц Стефан Гаду, эксперт The Diplomat, объясняет это непреодолимыми трудностями, с которыми сталкиваются китайские инженеры, проектирующие новый двухконтурный движок WS-15 для «Чэнду Дж-20» и «Дж-31». По имеющей у американцев информации, на нынешнем этапе разработчики показывают крайне низкие результаты. «Поскольку Россия не захотела продавать двигатель 117С, как самостоятельный продукт, китайцам придется покупать истребитель Су-35», — поясняют аналитики Джесси Сломан и Лорен Дики, специализирующие конкретно на оборонной программе КНР. Безусловно, Китай будет пытаться декомпилировать технологии российского двигателестроения, не сомневаются они. Тем более что у них есть опыт копирования русской техники, в том числе и истребителей Су-27. Другой вопрос — получится ли это сделать с движком 117С?

Напомним, что с похожей проблемой сталкиваются и американцы, закупая у нас ракетный движок РД-180. Причем эта история тянется не первый десяток лет, и можно не сомневаться, что в США тоже предпринимали попытки копирования детища «Энергомаша». Как-то на одном уважаемом форуме НАСА обсуждали «американскую зависимость от русского двигателя», в частности, тему технического клонирования, мол, «в конце концов, почему бы не измерить все детали и с помощью атомных оптико-эмиссионных спектрометров не определить их состав, чтобы сделать такую же силовую установку». «Этот же вопрос однажды мне задал старина Маккейн. Тогда в ответ я у него спросил, нравятся ли ему китайские автомобили? Это к слову о тех, кто ворует интеллектуальную собственность. Я также напомнил историю с кражей чертежей фюзеляжа нашего F-22. Но все это мелочи! Если у вас есть сотни исходных данных и конечный результат в виде параметров движка, то нужно построить еще миллионы промежуточных формул, с помощью которых, собственно, и рассчитывают каждый его узел в отдельности и все они вместе. Наши молодые инженеры построили десятки математических моделей РД-180, но всегда получали худший результат, чем у русских. Вывод таков: из оригинала можно сделать только контрафакт, слишком много неуловимых нюансов. Наверное, китайцев устраивает такое положение дел, нас — нет. Копирование возможно только до определенного уровня, когда еще можно объяснить технику математически или научно. Иными словами, двигатели такой сложности проще сделать с нуля, создав свою инженерную школу, чем пытаться разобраться в технологических головоломках других изобретателей. Именно с этим сталкиваются разработчики софтов. Программист никогда не возьмется дописывать сложную программу за другого программиста, если нет детального алгоритма».

Злые языки блогеров приписывают данный пост Тому Уильямсу, директору кафедры двигательных установок Центра космических исследований им. Маршалла НАСА. По его словам, у китайских инженеров не получится в точности повторить движок 117С, а вот сделать контрафакт, с гораздо худшими параметрами, например, по тяге и надежности, им вполне под силу. Только вряд ли тогда «Чэнду Дж-20» станет истребителем пятого поколения.

Однако вернемся к теме заседания научно-технического совета компании «Рособоронэкспорта». «Авиатехника не терпит контрафакта, попросту падая на землю», — говорили участники «круглого стола». Оказывается, что самая главная причина большинства аварий наших самолетов, проданных за рубеж, заключается в подделках высокотехнологичной деталей и узлов, в частности, когда закупались неоригинальные запчасти у нелицензированных компаний. Между тем, сами производители этой продукции не только из Китая, но и из Восточной Европы убеждали своих клиентов в том, что они изготавливали абсолютно идентичные изделия.

Источник
  • Архив

    «   Июль 2020   »
    Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3 4 5
    6 7 8 9 10 11 12
    13 14 15 16 17 18 19
    20 21 22 23 24 25 26
    27 28 29 30 31